tutivillus (tutivillus) wrote in postfolklore,
tutivillus
tutivillus
postfolklore

Сетевой образ Б. Х. Обамы, как персонажа славянской демонологии

"Западная Африка подарила миру две страшные напасти. Имя им эбола и обама."
www.anekdot.ru


img.jpg


Вплоть до недавнего времени Россия была страной, в которой преобладало крестьянское население. Стремительные урбанизационные процессы, связанные с экономическим бумом начала века, а затем и с советской индустриализацией привели к тому, что в течение XX века численность городского населения страны увеличилась почти в 7 раз[1]. Массовое переселение сельских жителей в города и вымирание деревни продолжилось и в постсоветской России[2]. "

"Понаехали тут" говорят с укором, потомки крестьян-переселенцев, обращаясь к новоприбывшим мигрантам из деревень в столицу России, которую сами же москвичи любят называть "большой деревней"(от екатерининского "И Москва была деревней").
Учитывая то, что рост населения в крупных городах России шел в основном за счет притока людей из сельской местности[3], представление о мегаполисе, как о "большой деревне" не так уж и не верно.

Перемещаясь в город крестьянин менял не только локацию, но и попадал в новое культурное пространство, перенося и адаптируя к этой среде не только полученные прикладные знания, но и привычные повседневные ритуалы, обряды, религиозные практики, устный фольклор, а также суеверия и мифологические представления.

Оказав влияние на все слои городской культуры, крестьянская культура повлияла и на "городские фольклор"[4] и городскую демонологию, пополнив пантеон нечисти и сюжеты "городских легенд" народными суевериями и персонажами.

Если ознакомиться с исследованием М. И. Байдуж[5] , которая проведя опрос среди жителей Тюмени выяснила, что самым распространенным из персонажей низшей демонологии, населяющих современное городское пространство, является домовой ( в него верит или просто знает о нем 65 % горожан и около 15 % не исключают его существование), становится понятно насколько архаичные народные представления укоренились в городской среде.

Следуют отметить, что имеют место и обратные процессы. Глобализация, доступное образование и распространение средств массовой информации: сначала печатных, затем радио и телевидения, а в последние десятилетия и тотальная интернетизация, привели к тому, что городская и западная культуры в значительной степени проникли в сельские районы. Это привело к тому, что разница между городским и традиционным фольклором постепенно исчезает[6].


А появившийся вместе с интернетом "сетевой фольклор"(netlore, digital folklore) стер эту грань окончательно, в силу того, что доступен и открыт для обеих культур. Доступность и связанная с этим массовость интернета, сделала такое явление, как "сетевой фольклор"[7] достаточно популярным явлением, которое не только сохраняет архаичные легенды и нарративы, но и производит собственные[8]. Такие термины, как "демотиватор", "интернет-мем", "фотожаба", знакомы практически каждому пользователю всемирной паутины. Все их можно безусловно отнести к "сетевому фольклору"[9].

Сегодня практически любой заметный персонаж медийного пространства может стать объектом сетевого фольклора. Так произошло и с 44-ым президентом Соединенных Штатов Америки - Бараком Хуссейн Обама II-ым.

После выдвижения в 2008 году от Демократической партии кандидатом в президенты и начала избирательной кампании Барак Обама невероятно быстро обрел популярность в западном сегменте сети, где его избирательный образ стал объектом многочисленных пародий, обогатив интернет-фольклор мемом "Обамикон" (от генератора макросов obamicon.me).

В runetlor'е весь этот нарратив остался практически не замеченным. Вплоть до последнего времени Барак Обама был малоинтересен российскому пользователю интернет: немногочисленные демотиваторы и анекдоты(в основном расистского содержания или касающиеся событий мирового масштаба) про Обаму[10], не отличали его от множества второстепенных персонажей digital folklore.

Но, ряд санкционных мер введенных США в отношении России в связи с "украинским кризисом" и в первую очередь с их постоянным медийным освещением, изменили ситуацию, превратив президента США из далекого и малознакомого политика, с размытыми чертами, в довольно близкого персонажа, влияющего на жизнь и благополучие каждого конкретного жителя России.

На введение санкций рунет отреагировал мемом "Обама гадит" (по всей видимости возникшим от выражения "англичанка гадит"[11], стараниями Д.Е.Галковского, также превратившимся в интернет-мем). Неожиданно вынырнув из западного digital folklore в русскую сетевую среду образ Барака Обамы начал трансформироваться в соответствии с фольклорными представлениями русских о существе, которое приносит неприятности, постепенно превращаясь из президента Соединенных Штатов в мифологический персонаж под названием "обама".

обама гадит.jpg

Спи, малыш, уже темно,
папа спит и мама.
Видишь, cмотрит к нам в окно
черная обама.

Ходит, рыщет по дворам,
раскатала губы.
Слышишь: бряк, тарам-парам —
уронила рубль.

Повисела на столбе,
перегрызла провод.
Чуешь, насрала в избе,
ладно, что ж такого.
[12]


Своей любовью к злым проказам, коварным и лукавым проделкам, разрушению и другими пакостям, создающим неприятности людям[рис. 1, 2, 3, 5, 6], обама очень похож на другого фольклорного трикстера - черта.

Черт, как и обама, всегда несет в себе зло, он никогда не вы­ступает в качестве благодетеля, как иногда леший, водяной и особенно домовой[13]. Это опасное зло, ко­торое иногда человеку удается победить с помощью хитрости или же бога, крестной силы, ангела или специальных заговоров и оберегов. Наряду с функциями свойственными для нечистой силы в целом, обаму, как и черта, характеризует набор отличительных признаков.


[рис. 1] обама гадит-01.jpg [рис. 2] обама гадит-03.jpg

В отличие от "духов места", черт действует повсюду. В этом их схожесть с обамой, который также проявляет свою активность в различных локациях.

Согласно русским этиологическим легендам, "когда дьяволы воевали с ангелами на небе и когда архангел Михаил сбросил их с неба, то они все попадали на землю, кто в лес, тот сделался лешим, кто в озеро - тот озеровиком, кто в воду - тот водяным, кто в болото - тот болотовиком, на амбар - амбарником, на баню - банником и так далее. Бес же, упавший на черту меж загонов и в борозду, стал зваться чортом".[14]

Недаром в уголовном жаргоне, черт - это человек, в силу отсутствия авторитета в воровской среде, не имеющий своего места в камере, а на свободе - мутный персонаж, с неопределенным статусом и родом занятий, не принадлежащий ни к миру преступников(живущих "по-понятиям"), ни к миру барыг(коммерсантов), ни к миру кумовых(чиновников и сотрудников правоохранительных органов), а ведущий свою деятельность где-то на их пограничье и занимающийся исключительно неприятной для всех деятельностью. Человек, который гадит всем и везде - черт, чертила.[15]

Одной из наиболее популярных мифологических функций обамы, как и черта, является его причастность к "русской беде №2" - некачественным дорогам и разрушению асфальтовых покрытий[рис. 2].

В Калужской губернии бытовала легенда о сотворе­нии мира связанная, как с образом дороги[16] у славян, так и описывающая одну из главных вредоносных функций черта: "Бог создал землю ровную-преровную, чтобы хорошо было ездить на лошадях и не мучить их. Но бес попросил у бога позволения на один день распоряжаться на земле. Бес изрыл всю землю и наделал больших гор. Через день бог спрашивает у беса: "Зачем ты наделал столько гор?" Бес отвечает: "Для вас, Господи, и для себя". Когда мужи­чок поедет в гору на измученной лошади, то он начнет бить ее и всячески ругаться бранными сло­вами, а когда въедет в гору, то скажет: "Слава тебе, Господи, наконец-то въехал!" Выходит для обоих хорошо!"[13]. В Вологодской губернии рассказывали: "ког­да чёрт шел за богом, когда тот создавал землю: "Бог зем­лю гладку сделал, а чёрт наплевал. Как он плюнет, тут и гора вырастает"[13]. [рис. 2]

Помимо специфики действий, в рамках которых, обама, как и черт занимается тем, что постоянно устраивает человеку неприятности [рис. 1-6], обама схож с чертом и своим визуальным обликом. В своем антропоморфном виде обама, как и черт, часто проявлявшийся в человеческом образе(странника, младенца, кузнеца, мельника и т. д.)[17] очень похож на человека[рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10] , хотя ряд отличительных признаков не оставляют нам сомнений в том, что перед нами агент демонических сил.

Зловещая улыбка-оскал, также, как и гипертрофированный рот[рис. 3, 5, 6, 7, 8, 9], наряду с рогами, шерстью по всему телу[рис. 7,8,9], крыльями, копытами или птичьими ногами, в русской иконографии всегда считались отличительными признаками демонов[18].

Черный цвет лица и темная одежда[рис. 1-10], отсылает нас к излюбленному персонажу городских легенд и страшилок - "черному человеку", образ которого в свою очередь уходит корнями в народные предания. В образе "черного человека" в быличках, сказках и легендах любит появляться как черт, так и другие персонажи низшей демонологии(например домовой)[13].

[3] обама гадит-02.jpg [4] obama gadit.jpg
"
Связь обамы с испражнениями(нечистотами)[рис. 3,4,5,6], тоже не случайна. "Нечистая сила", "нечисть", так славяне называют низших демонологических существ и обитателей потустороннего мира. Элементы, связанные с телесным низом (фаллос, зад, испражнения и т.п.) в русской иконографии считались атрибутами бесов[18].

Довольно распространен мифологический сюжет, в котором награда, полученная героем от представителей демонических сил, после исчезновения наложенных заклятий, превращается в кучу экскрементов[19]. В Пензенской губернии бытовал рассказ о черте, который явился к девушке во время га­данья в образе парня, у которого обнаружились ла­пы с когтями. Конфеты, которыми он ее угостил, впоследствии ока­зались пометом[13].

Прославившийся в соцсетях в начале 2016-го года, водитель из Новосибирска, наклеив на свою ассенизаторную машину изображение обамы, однозначно указал нам на его демоническую сущность.

[рис. 5] обама гадит-04.jpg [рис. 6] обама гадит-05.jpg

Образ обамы, мочащегося в подъездах многоквартирных домов[рис. 5], а также активно участвующего в наводении в Сочи летом 2015-го года[рис.]), отсылает нас к специфике действий другого обитателя славянского демонического пантеона - комола. "Лютый зверь комол аще на что помочится, на какое платно́ или на какое древо, и то платно́ или древо от того звѣриного сца в той час огнем изгорит"[20].

[рис. 7] обама-обезьяна-01.jpg [рис. 8] обама-обезьяна-03.jpg [рис. 9] обама-обезьяна-02.jpg

В своей зооморфной ипостаси обама, хотя и заимствует такие отличительные признаки черта, как мохнатость, животный оскал и гипертрофированные уши[рис. 7,8,9], отсутствие рогов, копыт или перепончатых лап, присущих образу черта, делает его похожим на что-то среднее между кустодиевским и билибинским "домовыми". А при внимательном рассмотрении, в его образе также угадываются и черты обезьяны.

В западнохристианской символике обезьяна известна довольно хорошо и в большинстве изображений рассматривается, как карикатура на человека и воплощение таких пороков, как: коварство, злоба и хитрость, часто символизируя похабного и бесстыдного человека[21]. Опутанная цепями обезьяна означает преодоленный грех (побежденного черта). И хотя в русском фольклоре упоминания об обезьяне достаточно редки, Э.В.Померанцева отмечает: "В лесах, кроме лешего, согласно верованиям, проживают русалки, болотники, моховики, которые внешним своим видом похожи на обезьян"[13].

"Абамка-абизьянка", любят ласково называть в народе столь опасную нечисть, стараясь по традиции умилостивить демона или таким уменьшительно-ласкательным заклинанием уменьшить его злобные способности[22].

Спи, мой милый, в поздний час
пусть зверюга воет.
Путин есть зато у нас:
защитит, укроет.

У него пятьсот ракет
вдоль по трассе БАМа.
Шмяк на кнопку — и привет,
получай, обама.

Он прогонит всех обам,
чтоб не лезли больше.
И Господь подарит нам
Латвию и Польшу.
[12]

[рис. 10] путин-победоносец-02.jpg [рис. 11] путин-победоносец-01.jpg

Помимо вышеприведенной заговорной практики "задабривания" обамы, существуют и другие методы борьбы с ним.

Если обращение к таким мощным обереговым артефактам, как изображения из серии "Путин-Победоносец"[рис. 10, 11], (на которых обаму, как персонификацию зла повергает В.В.Путин в образе св. Георгия) не приносит желаемого результата, то можно обратиться к другим известным народным практикам.

Например к традиционной славянской обереговой практике "отпугивания" носителя зла. Отпугнуть потенциальную опасность можно было разными способами. "Вербальным эквивалентом действий и жестов, имеющих не только отгонную, но и уничижительную семантику(в частности, кукиша[23] и синонимических ему жестов, а также использования экскрементов, демонстрации гениталий в качестве отгонного средства), является брань, особенно непристойная, связанная с отсылками к телесному низу"[22]. Согласно народным верованиям, матерная брань отгоняет нечистую силу даже в тех случаях, когда ее невозможно отогнать молитвой и другими средствами:"Якщо чорт зустринэ, то трэба його пэрэкрыстыты вид сэбэ и молытву прочытаты. Як вин нэ щэзнэ, то трэба сплюнуты, та ругнуть його матом." [22] Согласно полесским быличкам, матерная ругань используется для отгона ходячего покойника, когда другие средства не помогают. А у русских, бранью отгоняют лешего, считая, что молитва не в состоянии избавить от него, а прогнать его можно только непечатной руганью[22]. Б. А. Успенский считает, что: "Поскольку те или иные представители нечистой силы генетически восходят к языческим богам, можно предположить, что матерная ругань восходит к языческим молитвам или заговорам, заклинаниям"[24].

В рамках традиции отпугивания нечисти ненормативной лексикой, с появлением в русском демоническом бестиарии нового персонажа, возникли и современные тексты обережных заговоров, такие как: "обама - пидор", "fuck obama" и т. д. Пожалуй самый популярным из этого ряда является заговорное отпугивание : "обама - чмо"[25]. "Куплю шкуру обамы", менее известная заговорная формула, из корпуса отпугивающих оберегов (упоминание шкуры напомаинает нам о том, что обама не человек, а потустороннее существо)[22].

Став популярными и в устном фольклоре все перечисленные тексты чаще всего встречаются в виде обереговых амулетов-наклеек на автомобиль, призванных защитить путешественника в дороге[рис. 12, 13, 14]. Что отсылает нас к славянской традиции дорожных оберегов.


[рис. 12] оберег от обамы-01.jpg [рис. 13] оберег от обамы-02.jpg [рис. 14] оберег от обамы-03.jpg

Дорога для славян — ритуально и сакрально значимый локус, разновидность границы между "своим" и "чужим" пространством, мифологически "нечистое" место, служащее для удаления вредных и опасных объектов. Например, для избавления от домашних насекомых, таракана, привязанного ниткой, выволакивали из дома на дорогу, на расправу нечисти, обильно населяющей этот опасный локус. Особенно часто на дорогах появляются демоны, сбивающие человека с пути и пугающие его по ночам. Черт может подстерегать человека на дороге как в зооморфном виде заблудившегося барана, поросенка или петуха, так и в человеческом облике странника, попутчика, солдата, егеря или в облике барина на тройке[16].Собираясь в дорогу крестьянин использовал все возможные средства защиты от злых духов, которые ему могли встретиться как на самой дороге, так и при пересечении "чужих" локусов. Это и заговор(зашептывание) конской упряжи, и молитва, и различные христианские и языческие амулеты и обереги, которые он брал с собой[22]. Например колокольчик, помимо своей практической звуковой функции(упреждения о движении конного экипажа при плохой видимости в связи с погодными условиями или временем суток) считался также ритуальным предметом, звук которого отгоняет чертей, духов и другую потустороннюю силу[26].

Несмотря на то, что дороги превратились в асфальтированные, освещенные автобаны, а лошадь, как средство передвижения осталась лишь в воспоминаниях, человек, как и нечистая сила, приносящая ему неприятности никуда не исчезли. Как никуда не исчезли и попытки эту неведомую силу обнаружить и обезвредить. В новых современных реалиях мы можем обнаружить и колокольчик, на автомобилях, участвующих в свадебном кортеже и молитвенные заговоры(например от представителей такой нечисти, устраивающей неприятности на дорогах, как сотрудники гибдд), и обереги от описанного выше мелкого демона обамы[рис. 12-14].




Не претендуя на полноту исследования, надеемся, что некоторая информация из этой статьи будет полезна, в том числе и в прикладном выражении. Например, многим автолюбителям не помешает знание о том, что в зоне ответственности "духов стихий"(лесное бездорожье - леший, болотистая местность - болотовик, кикимора, река, ручей - водяной и т.д.) обереги от обамы действовать перестают[см. рис. 15].

Также, мы хотели зафиксировать столь популярное явление в русском сегменте netlore, как "обама". Учитывая то, что полномочия прототипа "обамы", президента США Б.Х. Обамы, завтра истекают, скорее всего, значимость его, как медийного персонажа очень сильно уменьшится, либо вовсе сойдет на нет. А место "абамки-абезьянки" в русском сетевом фольклоре может занять совсем другой персонаж.
трамп чмо.jpg



[1] "Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен." М. ОГИ, 2001
[2] Быченко Ю. Г., Шабанов В. Л."Современная миграция сельского населения: особенности, направления, последствия."
[3] Миронов Б. "Город из деревни: четыреста лет российской урбанизации."
[4] Секачева Е.Р."Городской фольклор как феномен массовой городской культуры начала XX в."
[5] Байдуж М. И. "Городская демонология в постсоветский период."
[6]"Современный городской фольклор." М. РГГУ, 2003
[7] Алексеевский М. Д. "Интернет в фольклоре или фольклор в Интернете? (современная фольклористика и интернет-реальность)."
[8]«Folk-Art-Net. Новые горизонты творчества. От традиции - к виртуальности." Сборник статей. М. ГРЦРФ, 2007
[9] Радченко Д. "Кросскультурная адаптация персонажей сетевого фольклора: от Гипножабы до Зойча."
[10]"- Почему Обама не шутит над самим собой?
- Чтобы не показаться расистом."
www.anekdot.ru
[11] "Англичанка гадит" - выражение, скорее всего, возникшее в XIX веке (имелись в виду интриги английской политики).
[12] Каганов Л. "Колыбельная."
[13] Померанцева Э. В. "Образ чёрта в русской устной прозе" / "Мифологические персонажи в русском фольклоре." М. Наука, 1975
[14] Белова О. В., Кабакова Г. И. "У истоков мира: Русские этиологические сказки и легенды." М. Форум, 2014
[15] Chervinsky A. "Иерархия потребностей в уголовном мире (лингвопсихологический анализ русских арготизмов)." Slavica Electronica Erfordiensis, 1998
[16] Левкиевская Е. Е. "Дорога" / "Славянские древности. Этнолингвистический словарь." М., 1999
[17] Виноградова Л.Н. "Славянская мифология. Энциклопедический словарь." М. Международные отношения, 1995-2002
[18] Антонов Д.И., Майзульс М.Р. "Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа." М. Индрик., 2011
[19] Лапорт Д. "История дерьма"/ Laporte D."Histoire de la merde." P. Bourgois, 1978
[20] Белова О.В. "Славянский бестиарий. Словарь названий и символики" М. Индрик, 2001
[21] Medieval Bestiary : Ape Bibliography.
[22] Левкиевская Е. Е. "Славянский оберег. Семантика и структура". М. Индрик, 2002.
[23] Левкиевская Е. Е. "Кукиш" / "Славянские древности. Этнолингвистический словарь." М., 1994.
[24] Успенский Б. А. "Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии." / Избранные труды. М., 1994
[25] Дьячок М. Т. "К значению и этимологии русского просторечного чмо." Современное русское языкознание и лингводидактика, М., 2007
[26] "О магических функциях колокольчика" / "Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян." М. Индрик, 1999
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments